Владимир, ул. Красная, д.38, оф.302

«Величественная» отделка фасада

3
«Величественная» отделка фасада
11 Окт

«Величественная» отделка фасада

С античных времен существует традиция роскошно и помпезно украшать лицевые, наружные части зданий или фасады. Богатая декоративная отделка подчеркивала состоятельность владельца или величие публичной организации, занимавшей помещения в таких дворцах. Иначе, наверное, и нельзя назвать строения, у стен которых расположились мифологические герои и героини.

«Атланты держат небо на каменных руках…»

Все, кто любовался портиком Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, обращали внимание на скульптуры пятиметровых исполинов. Это атланты, как принято было называть их в Древней Греции, или теламоны — в Древнем Риме. Статуи символизируют мифологических титанов, держащих на своих руках небесный свод. По легенде олимпийские боги, с которыми эти земные мужчины решились соревноваться в силе, обратили их в камень. Скульптурные изображения атлантов можно увидеть среди колонн портика афинского Акрополя.

Скульптуры женщин, которые служат частью колонн, граничащих с кровлей, называют кариатидами. По преданию это жительницы пелопонесского города Карий, который был разграблен персами. Все мужское население было умерщвлено захватчиками, а женщины угнаны в рабство. Скульпторы запечатлели в камне незавидную участь древнегреческих дам, которым приходилось нести на своих руках непосильную тяжесть жизни в неволе. Другая версия более оптимистическая: каменные девушки символизируют карийских красавиц, имевших обыкновение во время праздников славить богов, танцуя с корзинами цветов или фруктов на головах.

Эпоха Ренессанса стала новым этапом активного применения для декорации фасадов фигур античных героев и героинь. Атланты и кариатиды стали весьма популярными и украшают собой многие здания периода Возрождения. Впрочем, архитекторы никогда не теряли интереса к этим потрясающим скульптурам. На рубеже XIX-XX веков жена знаменитого купца Н.Ф. Золотарева построила в российской столице потрясающий и по сей день дом с фасадом, украшенным скульптурами древнегреческих красавиц.

Стоит отметить, что более поздние образцы кариатид, в отличие от древних, имели куда менее целомудренный облик и зачастую представили перед публикой топлесс. Что, впрочем, никак не умаляет ни их достоинств, ни мастерства и таланта создателей.

Польза портика и величие колоннады

Еще более широкое распространение получили рожденные архитектурой Древней Греции такие элементы, как портик и колоннада.

Для того, чтобы полюбоваться хрестоматийным портиком работы О. Бове, достаточно взглянуть на сторублевую купюру с изображением Большого театра. Восемь колонн фасада этого здания и есть классический пример портика или открытой галереи с опорой на несколько колонн.

В отличие от скульптурных изображений людей, портики не пережили времен забвения даже в суровые годы инквизиции. Они активно применялись при строительстве замков, дворцов, монастырских зданий и храмов. Это объясняется, во-первых, их явной декоративностью, способной придать фасаду нарядный, ажурный или солидный вид, во-вторых, практичностью.
Современные люди, могли назвать его разновидностью балкона или лоджии, позволяющей, находясь под крышей, любоваться окружающим пейзажем и дышать свежим воздухом.

Другой популярный архитектурный элемент — колоннада - также представляет собой несколько колонн, расположенных под единым горизонтальным перекрытием. В отличие от портика, она может использоваться не только для украшения фасадов, но и как самостоятельное сооружение, позволяя создавать интереснейшие пространственные композиции. Примером грандиозной колоннады может служить фасадная часть Казанского Собора в Санкт-Петербурге.

Прясла — элементы, «оживляющие» стены

Как в европейской, так и русской архитектуре, позаимствовавшей многое от Византии, часто используют прясла. По сути, это часть почти глухой стены здания, которую необходимо каким-то образом приукрасить. Для этих целей применяют лопатки или пилястры - декоративные элементы, имитирующие выступы, вертикально разделяющие пространство, например, между крепостными башнями.

Этот прием служит и для прагматических целей: позволяет укрепить конструкцию. Различие между лопаткой и пилястром состоит в том, что последний еще имеет базу или капитель, практически заменяя колонну.

В Европе и на Руси прясла затейливо украшались лепниной и резьбой по камню или дереву. Эта традиция сохранилась и по сей день, но арсенал современных архитекторов намного богаче. Сегодня фасады имеют различные навесные конструкции с учетом требований вентиляции, выполненные из металлов и даже пластика. По-прежнему актуальны элементы литья, изразцов, керамики, которые весьма оригинально смотрятся в сочетании с фасадными конструкциями из стекла и бетона.

Назад к списку...

Звоните +7 910 180-80-05 и получите персональные условия!
Напоминаем, что выезд на объект, консультация и смета - БЕСПЛАТНО!